«Водители вымирают, машины списывают»: разбираемся, почему Омск скоро останется без маршруток

Некогда популярный транспорт вытеснен на периферию

Многие заметили, что в городе стало меньше маршруток. Зачастую ждать такой транспорт приходится по 30–40 минут, а по одному направлению ходят всего 2–3 машины. Заметное сокращение количества микроавтобусов произошло после 2023 года, когда большую часть маршрутов убрали из центра города на улицы Жукова и Фрунзе.

А что происходит с этим видом транспорта сейчас? Об этом мы спросили самих предпринимателей, руководителя отраслевого объединения и урбаниста. Спойлер: через несколько лет с улиц Омска может уйти последняя «Газель».

«Ничто не заставит молодых парней крутить баранку маршрутки»

Перевозчик Иван Меняйлов работает в сфере пассажирского транспорта четверть века. Начинал простым водителем, а последние годы его машины обслуживают направления 6н («3-й Разъезд» — «3-я Железнодорожная») и 303 («ДК Лобкова» — «ПО Иртыш»). По словам предпринимателя, есть две главные проблемы, почему город лишается маршруток.

«Первое, нет водителей, особенно молодежи. В 2000 году, когда я работал на маршрутке, мне было 20 лет с небольшим, и таких, как, я было много. А теперь старые водители умирают, новые не приходят. Рассудите сами: что сейчас может заставить молодого парня в возрасте 20–30 лет пойти работать на маршрутку? Если у него есть права категории B, то он пойдет в такси — заработок там даже больше, не нужно вставать в пять утра, ругаться утром с 20 пассажирами и, главное, учиться на категорию D. Сейчас это недешево, сдачу экзамена усложнили», — рассуждает перевозчик.

По словам Ивана Меняйлова, молодежь будет работать курьерами или в офисе. Больших заработков в сфере пассажирских перевозок не будет: никто приличных зарплат газелистам платить не станет, потому что бизнес стал убыточным.

«Муниципальных перевозчиков дотируют из бюджета. Реальный проезд у них же не 40 рублей, а 60–70 — остальное им компенсируют. А нам что? Платят по 20 рублей за перевезенных льготников. А с нового года еще и налоги повысят. Топливо подорожало. Повышать стоимость проезда мы тоже не можем, иначе совсем никто на „Газелях“ не будет ездить», — пожаловался перевозчик.

Поэтому предприниматели завершают эксплуатацию ранее купленного транспорта и понемногу сворачивают бизнес.

«Новая „Газель“ стоит 5 миллионов. Для нее лизинг по нынешним банковским ставкам стоит сумасшедших денег — машина никогда не окупится. Из последних сил кто-то пытается покупать автобусы, и то с господдержкой. А так старое доезжаем, и всё. Самые молодые „Ситроены“ — 2012–2014 годов, „Газели“ — 2019 года. Через несколько лет отслужат свой срок, и всё. Эпоха маршруток закончится», — заключил Иван Меняйлов.

С полным текстом новости, можно ознакомится тут