Мы не просим золотых гор

Частные перевозчики написали письмо губернатору 

Всего открытое письмо губернатору подписали 11 частных перевозчиков, обслуживающих почти два десятка популярных маршрутов в городе. Раз бизнесмены честно, открыто и откровенно говорят о своих проблемах, то логичным было бы, если бы об этих проблемах они подробно поведали журналистам.

О проблемах частных перевозчиков согласился рассказать,  один из подписавших письмо – предприниматель Вячеслав Доронкин, обслуживающий маршруты 222 и 409. 

По словам перевозчика, он и его коллеги поставлены не просто на грань выживания – речь идет о грядущей катастрофе с частными перевозками в Омске. И она может произойти уже в этом году.

– Пока просто ждем встречу с губернатором. Чем она закончится, непонятно. Ситуация с перевозками достигла своего апогея. Все городские маршруты поставлены на грань возможности функционирования. В целом ситуация в стране ухудшилась, инфляция увеличилась, все подорожало – топливо, запчасти. Людям нужно поднимать зарплату, а за счет чего? Банально, чтобы водители не разбежались, им нужно платить достойно. Делать это в тех условиях, что есть, невозможно. У нас нет других ресурсов, кроме как от поступлений с оплаты проезда, – говорит Доронкин.

Перевозчик признал, что он и его коллеги могли бы существенно поднять стоимость проезда, но делать это в условиях, когда стоимость проезда в муниципальном транспорте остается прежней, нецелесообразно. Вячеслав Доронкин к тому же не понимает, как дальше перевозить тех же льготников, когда за каждого пассажира «газелисты» получают из бюджета всего по 20 рублей.

– Льготники – это существенная часть перевозимых пассажиров. Но уже много лет сумма компенсации за их проезд не менялась и составляет всего 20 рублей. О чем здесь можно говорить, когда муниципальные перевозчики с учетом компенсаций из бюджета получают за перевозку тех же льготников 50 рублей? – недоумевает предприниматель.

По словам Вячеслава Доронкина, он и ряд его коллег буквально оказались в тупике и не знают, как дальше существовать и осуществлять перевозки.

– Мы не просим никаких золотых гор, мы не гонимся за какой-то баснословной прибылью. Мы хотим, чтобы о наших проблемах услышали и обратили на них внимание, – резюмировал бизнесмен.

Перевозчики ждут встречи именно с губернатором, так как вопрос по компенсации проезда льготникам – это прерогатива региона, а не города. Но уже известно, что Виталий Хоценко «спустил» вопрос на уровень города и поручил разобраться в ситуации мэра Сергея Шелеста. Последний оперативно отреагировал на поручение и пообещал провести встречу с авторами письма. Но когда она состоится – пока неизвестно. По некоторым данным, мэр с «газелистами» может встретиться ближе к концу января. Как отметил глава дептранса Вадим Кормилец, работа с частными перевозчиками ведется, но пока говорить о какой-либо конкретике рано.

Хотят перейти на регулируемые тарифы

В целом о проблемах, заставивших предпринимателей обратиться к властям, рассказали в отраслевом объединении – СРО «Омские перевозчики». Там отметили, что с ростом затрат на производство или услугу любой бизнес увеличивает ценник. Несмотря на то что перевозчики работают в нерегулируемом секторе и могут сделать стоимость проезда по городу хоть 100 рублей, фактически они лишены такой возможности.

– Мы не можем установить цену за проезд в общественном транспорте существенно выше утвержденной горсоветом цены за проезд для муниципального транспорта. Муниципальные перевозчики, получая практически 100 % дотации из бюджета города, полностью покрывают все свои затраты. А получая новые автобусы по федеральным программам, существенно экономят свои расходы. Частные же перевозчики лишены такой поддержки. И ГСМ, и запчасти, и ремонт, и новые автобусы бизнесмены приобретают за счет собственных средств. Неудивительно, что сектор частных перевозчиков, не выдерживая недобросовестной конкуренции, постепенно сокращается, – отметили в СРО.

Чего же хотят частные перевозчики? Как оказалось, перво-наперво перейти на регулируемые тарифы и получать полную компенсацию затрат за перевозку пассажиров. Причем хотя бы на тех маршрутах, где теперь работают автобусы среднего класса – 323, 346, 359, 335, и ряде других.

В профильном ведомстве – департаменте транспорта действительно планировали перевести все маршруты в разряд регулируемых то в 2022-м, то в 2023 году. Но все время откладывали этот переход, ведь тогда бы бюджет города будет вынужден «раскошелиться» на дополнительные несколько миллиардов рублей выплат – межтарифной разницы. Таких денег в городской казне нет. И пока речи о переводе нерегулируемых маршрутов в разряд регулируемых не идет. Поэтому «газелистам» придется выживать как-то самим. И уже есть такие предприниматели, осознавшие, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Полный текст материала опубликован на портале «ОмскИнформ»