Ситуация в частном секторе, рынка пассажирских перевозок, в 2023 году.

Краткие итоги года в общественном транспорте города Омска…

 

Уходящий год был особенно трудным. И не только потому, что ГСМ и запасные части дорожают; и не только потому, что сократилось количество банков, в которых можно было брать кредитные средства; и не только потому, что резко обострилась проблема с нехваткой водителей…. Одномоментное изменение 18-ти маршрутов частных перевозчиков (автобусы малого класса убрали из центра города) резко изменило рынок перевозок пассажиров и крайне отрицательно отразилось на удобстве передвижения большинства пассажиров. Данное решение администрации города привело еще и к сокращению доходной части  перевозчиков.

 

Деятельность частных перевозчиков, работающих на рынке перевозок пассажиров, разительно отличается от коммерческой деятельности любого сектора экономики, так как при изменении экономических условий и увеличении своих затрат, любой бизнес автоматически повышает стоимость своего товара или услуги. Частные перевозчики лишены такой возможности. Мы не можем установить цену за проезд в общественном транспорте существенно выше утвержденной горсоветом цены за проезд для муниципального транспорта. На сегодня стоимость проезда 25 рублей по безналичному расчету и 30 рублей – за наличный расчет. Хотя все знают, что тариф за перевозку одного пассажира, который включает реальные затраты муниципального перевозчика, значительно выше (на сегодня тариф на поездки в автобусах составляет 48 рублей 85 копеек, а каждая поездка в троллейбусах и трамваях — 67 рублей 69 копеек).

 

В 2024 году регулируемый тариф на перевозку пассажиров в автобусах по муниципальным маршрутам планируется поднять еще на 1,36 рубля до 50,21 рубля.

Разница между тарифом и стоимостью за проезд для граждан компенсируется муниципальному перевозчику из городского бюджета.

 

Муниципальные перевозчики, получая практически 100% дотации из бюджета города, полностью покрывают все свои затраты. А получая новые автобусы по различным федеральным программам, существенно экономят свои доходы. Частные же перевозчики, работая с ними на одном рынке, лишены такой поддержки. И ГСМ, и запчасти, и ремонт, и новые автобусы частные перевозчики приобретают из собственных средств. Не удивительно, что сектор частных перевозчиков, не выдерживая недобросовестной конкуренции, постепенно сокращается. Но кому от этого лучше? Явно не простым омичам, которые вынуждены подолгу ждать нужный им маршрут.

 

Еще одна форма поддержи перевозчиков на рынке пассажирских перевозок — это компенсация затрат на перевозку пассажиров, имеющих различные льготы на проезд (как федеральные, так и муниципальные). Все они рассчитываются за проезд безналичным способом, специальными картами. По логике закона о перевозке пассажиров, имеющих льготы, компенсация за перевозку такой категории граждан должна покрывать затраты перевозчика из бюджета. В случае с муниципальным перевозчиком так и происходит. А вот частным перевозчикам, компенсация предоставляется не в полном объеме. На сегодня стоимость проезда по безналичному расчету у частных перевозчиков составляет 33 рубля, а компенсация за перевозку льготных пассажиров из бюджета, установленная еще в 2020 году всего — 20 рублей! То есть, на каждом таком пассажире частный перевозчик недополучает – 13 рублей! Причем, практически во всех ближайших регионах (Новосибирск, Красноярск, Кемерово, Тюмень, Челябинск) подобную компенсацию выплачивают и муниципальным перевозчикам, и частным перевозчикам одинаково. Ведь, как известно, закон – один для всех! И только в Омской области отдельные представители власти ограничивают размер компенсации за перевозку льготных пассажиров суммой в 20 рублей, и ни чем это решение не обосновывая. Это разве справедливо?

 

Отдельно в списке пассажиров стоят школьники, пенсионеры и студенты. Мы прекрасно понимаем, что это самые социально не защищенные слои населения, и многие годы устанавливаем стоимость проезда для перечисленных пассажиров ниже стоимости проезда для граждан. Но, если еще три года назад, нам удавалось, за счет прибыли, дотировать проезд пенсионеров, школьников и студентов, то сегодня и это уже становится проблематичным….

 

Департамент транспорта, еще в начале года призвал частных перевозчиков постепенно заменять автобусы малого класса на автобусы среднего класса. Не смотря на то, что автобусы среднего класса в три раза дороже маршруток, некоторые частные перевозчики, в кредит или в лизинг, все же приобрели автобусы среднего класса, в надежде, что смогут перейти на работу по регулируемым тарифам и тоже рассчитывали получать (пусть хоть и небольшую) компенсацию из бюджета. Но администрация города не переводит маршруты (хотя бы те, где куплены автобусы среднего класса) частных перевозчиков на регулируемый тариф, мотивируя тем, что это увеличит затраты бюджета. А значит, убытков у частных перевозчиков, будет еще больше.

А теперь, несколько слов о том, как изменение 18-ти маршрутов сказалось на рынке перевозок пассажиров. За прошедшие пять месяцев город потерял 8 маршрутов, а на остальных количество автобусов также сократилось. А это  почти 300 автобусов малого класса которые ушли из города. Кто выиграл от этой «реформы»? Пробок меньше не стало, это признают все. Экология, лучше не стала. Больше всех пострадали омичи, которые пользовались именно этими маршрутами. Не удивительно, что пассажиры до сих пор высказывают свое недовольство и призывают власть, признать ошибкой свое решение о переносе маршрутов из центра, на другие улицы города. Ведь именно в центре города находятся основные пересадочные остановки, которые связывали все районы города.

Если собрать все указанные факторы в совокупности, то становится понятным, почему исчезают автобусы, закрываются целые маршруты и у омичей накапливается негатив в целом к структуре общественного транспорта в Омске. Все чаще стали появляться вопросы и к перевозчикам и к регулятору пассажирских перевозок, и к представителям власти. Почему, при постоянных реляциях об улучшении транспортной сети и приобретению все новых и новых автобусов, все хуже и хуже работает сама структура общественного транспорта в миллионном городе?

Учитывая все выше изложенное, частные перевозчики, входящие в НП СРО «Омские перевозчики», решили обратиться к Губернатору омской области с открытым письмом, в котором изложили свои проблемы и пожелание о личной встрече, в ходе которой перевозчики надеются найти взаимопонимание и в дальнейшем работать на благо омичей.