Даже после повышения стоимости проезда дела у предпринимателей идут не очень…
Проезд в маршрутках в Омске по итогам 2024 года стал одной из самых подорожавших услуг. Как сообщал NGS55.RU, если в начале прошлого года прокатиться с ветерком в автобусе можно было за 30–35 рублей, то в декабре одна поездка стоила 40–45 рублей — в зависимости от способа оплаты.
Мы спросили у омских перевозчиков: а как они себя чувствуют в новом году? Удалось ли сократить убытки и какие планы у «газелистов»? Как оказалось, не всё идет так хорошо, как хотели бы сами перевозчики.
«Живем одним днем»
Омский перевозчик Вячеслав Доронкин уже не первый год работает на таких популярных маршрутах, как № 222 (МСЧ-9 — онкодиспансер), 303 (Лобкова — ПО «Иртыш»), 409 (Рябиновка — ул. Труда). Предприниматель говорит о том, что после повышения стоимости проезда работать легче не стало, а планировать что-либо в работе теперь просто невозможно.
— После повышения стоимости легче работать не стало. Зарплаты и запчасти поднялись в стоимости давно, а проезд чуть-чуть приподнялся только сейчас. Что будет завтра — сказать нельзя. Выживаем, живем одним днем, ничего не планируем, прошел день — и хорошо, — весьма пессимистично настроен перевозчик.
По словам Вячеслава Доронкина, ситуация с дефицитом водителей как была плохой, такой и осталась. Но уходить с маршрутов предприниматель пока всё равно не планирует — разрешение на перевозку у него действует до 2027 года.
Пассажиры маршруток исчезли естественным образом
Другой перевозчик — Анатолий Войтенко, обслуживающий маршруты № 51 (Амурский поселок — Порт-Артур), № 343 (ДСК-2 — РЭБ), № 414 (Ясная Поляна — онкодиспансер) рассказал NGS55.RU о том, что после повышения стоимости проезда омичи стали реже ездить на маршрутках. Соответственно, получить больше выручки не удалось — она осталась на том же уровне, что и до подорожания:
— После того как повысилась стоимость проезда, пассажиропоток упал. В Омске каждый раз когда поднимается стоимость проезда, пассажиропоток падает. Уже тогда было так: раньше, помню, с 7 до 10 рублей подняли стоимость проезда — людей меньше стало. Это еще когда желтые «Газели» ездили по городу. Люди же деньги считают свои, начинают экономить даже на проезде.
При этом количество пассажиров маршруток в Омске сократилось естественным путем. Анатолий Войтенко объяснил, куда исчезли омичи.
— Есть у меня такой маршрут — 51-й (Амурский поселок — Порт-Артур). Я на нем больше 10 лет работаю. Так 10 лет назад мы не успевали людей с заводов вывозить — кислородного, хлебозавода, завода газировки и т. д. А что сейчас? Все эти заводы купили автобусы и развозят сотрудников бесплатно на работу. Заказные автобусы очень популярны. Буквально полчаса назад мне звонили и просили 10 автобусов под заказ. Многим проще уйти в заказные перевозки и оставить маршруты, — пояснил предприниматель.
Кроме того, многие омичи купили машины и теперь ездят на работу на них, а не на маршрутках. Также перевозчик на простом примере объяснил, какой сейчас должна быть стоимость проезда в маршрутках Омска:
— Если в 2017 году я покупал автобусы за 3 млн, то теперь такие автобусы стоят почти 12 млн. Да еще нужно заранее оплатить заводу их сборку. Сейчас, чтобы платить лизинг за автобус, нужно 300 тысяч в месяц отдавать, или 10 тысяч в день. Какой автобус столько денег заработает? 10 тысяч лизинг, 5 тысяч — топливо, 5 тысяч — зарплата, плюс ТО, ОСАГО и т. д. Откуда такие деньги будут? Еще и ломаются эти новые автобусы — особенно электроника. А проезд на сколько за это время подорожал? Раза в два всего — с 20 до 40–45 рублей. Вот и считайте, сколько сейчас он должен стоить. Рублей 80! Но мы понимаем, что омичи не будут ездить в маршрутках по 80 рублей — это просто нереально. Они скорее пересядут на такси, чем будут платить такие деньги.
Предприниматель пожаловался, что частные и муниципальные перевозчики давно находятся в неравном положении. Если муниципальное предприятие № 8 получает деньги из бюджета за пробег автобусов по городу, то все доходы «частников» зависят от числа перевезенных пассажиров. А их всё меньше.
— Начало января вообще было провальным. 10 дней возили воздух, да и сейчас пассажиров мало — люди деньги потратили, никуда не ездят. Может, в феврале лучше будет, — отметил Анатолий Войтенко.
Тем не менее прекращать работу предприниматель не намерен — разрешение на перевозку пассажиров у него действует до 2027 года.
Как хотите — так и выживайте
Руководитель некоммерческого партнерства «Омские перевозчики» Владимир Геворгян говорит о том, что предприниматели повышают стоимость проезда в маршрутках вынужденно — по-другому просто выжить нельзя. Помимо руководства «Омских перевозчиков» Геворгян обслуживает такие популярные маршруты, как № 305 (Аэропорт — Стрельникова), 359 (Кирпичный завод — поселок Чкаловский), 394 (Красноярский тракт — пос. Мелиораторов), 421 (Николаевка — завод СК).
— Когда нас упрекают в том, что мы подняли стоимость проезда, мы отвечаем: а как еще быть? Центробанк поднял ключевую ставку, следом за ним все банки подняли ставки по кредитным договорам. Но это ладно, но они почему-то подняли ставки по старым лизинговым договорам и увеличили платежи! Во-вторых, нам ввели 5% НДС. В-третьих, мы увеличили зарплату водителям, а топливо с декабря дорожало уже четыре раза, — возмутился Владимир Геворгян.
По словам руководителя отраслевого объединения, с запчастями у перевозчиков большие проблемы, с людьми тоже — водителей не хватает:
— Раньше датчик покупали за 1,5 тысячи, а сейчас он 6 тысяч стоит. Я три месяца ждал шестерню для коробки передач на автобус ПАЗ, и всё это время был вынужден платить лизинг, КАСКО за автобус, который просто стоял. Хотел купить целый парк пазиков, а теперь понимаю: при нынешних ценах на новые автобусы и других расходах, это просто невозможно!
По словам Владимира Геворгяна, реальная себестоимость перевозки одного пассажира, как и у муниципальных перевозчиков, приближается к 60 рублям. Но у частников нет дотаций из бюджета, которые компенсируют стоимость проезда (тариф на перевозку пассажира утвержден РЭК, для муниципального транспорта — 58 рублей).
— Сегодня мы перевозим пассажиров за 40–45 руб. Это на пределе рентабельности, но пока о новом повышении стоимости проезда в транспорте речь сейчас не идет. Нам говорят: как хотите — так и выживайте. Не можете работать — сдавайте карты маршрутов и уходите. Сейчас никто никого не уговаривает остаться. Пока сидим думаем: как работать в таких условиях. Строить планы на год–два вперед пока просто невозможно, — заключил Владимир Геворгян.
Предприниматель добавил, что в городе за последнее время резко сократилось количество маршруток — многие перевозчики не смогли работать и просто ушли с рынка.
Полный текст опубликован тут.