В результате любого непродуманного вмешательства в механизм общественного транспорта, страдают пассажиры….
Сложившаяся ситуация, при которой размер компенсации за перевозку пассажиров, имеющих льготы на проезд в общественном транспорте, не полностью покрывает затраты перевозчика, не способствует развитию бизнеса. Перевозчики уже не раз писали об этой ситуации, писали письма, с обращением к исполнительной власти, но, к сожалению, мало что меняется. В очередной раз сложившуюся ситуацию, проанализировал Председатель Совета СРО «Омские перевозчики» В. Г. Геворгян.
— Все взаимоотношения между властью и перевозчиками. Строятся на основе Федерального Закона № 220. Данный закон регламентирует, всю перевозочную деятельность по маршрутам и по перевозке пассажиров. В регионе исторически сложилась два вида перевозок: по регулируемым тарифам и по не регулируемым тарифам. К первой относятся муниципальные перевозчики и те частные перевозчики, которые перешли на работу по муниципальным контрактам с возможностью, защищать в РЭК (Региональная Энергетическая Комиссия) свои затраты, как основу провозного тарифа. На сегодняшний день в сфере муниципальных перевозок, тариф на перевозку одного пассажира защищен в размере — 45 рублей. Частные перевозчики, защитили тариф в размере 36 – 38 рублей. (У каждого частного перевозчика разная экономическая ситуация, поэтому тариф, у каждого свой). И поскольку, Горсовет утвердил цену за проезд в общественном транспорте в размере 30 рублей за наличный расчет, и 25 руб., по безналичному расчету, то соответственно разницу (от защищенного тарифа в 45 рублей) в 15 и 20 рублей, муниципальному перевозчику, доплачивают из бюджета города. Частным перевозчикам, работающим по регулируемым тарифам, тоже компенсируют стоимость проезда, в пределах их защищенных расходов (6 – 8 рублей, за одного перевезенного пассажира). Этот же механизм, задействован и при компенсации за перевозку «льготных» пассажиров, у которых на федеральном уровне гарантированы льготы за проезд в общественном транспорте (от 50, до 100%). С этим, все понятно.
Но, более 40% рынка перевозок пассажиров в городе Омске, занимают частные перевозчики, работающие по не регулируемым тарифам. В этом случае, абсолютно все расходы несет сам перевозчик. Мало того, что эти частные перевозчики не получают ни каких дотаций из бюджета города, так еще и (как представители социально ответственного бизнеса) предоставляют (из своих средств) льготы для перевозки школьников, студентов и пенсионеров. А для перевозки пассажиров имеющих федеральные льготы за проезд в общественном транспорте, частные перевозчики (работающие по не регулируемым тарифам), заключают договоры с Министерством труда и социального развития Омской области. А вот размер компенсации, определяется специальным постановлением губернатора, без учета реальных затрат перевозчика. Долгое время этот размер был на уровне — 18 рублей, но последние три года, вырос до 20 рублей. При этом, перевозчикам работающим по регулируемому тарифу рассчитываются от 36 до 45 руб., за одну поездку. Естественно, расчетные затраты частных перевозчиков, на перевозку одного пассажира, гораздо больше (от 36 до 39 рублей) и стоимость проезда (на сегодняшний день для граждан) за наличный расчет – 30 рублей, по безналичному расчету – 33 рубля, что не покрывает всех затрат перевозчика. Казалось бы, у перевозчика работающего по не регулируемому тарифу, есть право самостоятельно устанавливать цену проезда. Но это только так кажется. В реальности, если цена за проезд будет существенно выше «рыночной», можно остаться совсем без пассажиров. Это мы прекрасно понимаем и точно знаем, как реагируют пассажиры. Вот и выходит, что частные перевозчики, с одной стороны ограничены рынком и не могут по своему желанию установить цену проезда, которая бы компенсировала все расходы, а с другой стороны перевозчики недополучая в полном объеме компенсацию за перевозку льготных пассажиров, все больше и больше теряют свои доходы.
В соседних с нами регионах Новосибирск, Красноярск, Тюмень, Екатеринбург, частные перевозчики получают компенсацию за перевозку льготных пассажиров, в размере стоимости проезда — от 30 до 35 руб. И только в Омском регионе, именно частным перевозчикам, размер компенсации установлен в размере – 20 руб. Хочу, чтобы меня правильно поняли: мы не требуем к себе какого-то особого отношения или огромных дотаций из бюджета города. Мы просто хотим, равных конкурентных условий, как равноправным участникам рынка пассажирских перевозок. А то получается, что одним и дотации из бюджета, и компенсации за перевозку льготных пассажиров, и новые автобусы по федеральной программе, а частным перевозчикам – запретили перевозить пассажиров по центральным улицам. К стати, решение городских властей о выносе только частных автобусом малого класса из центра города (при этом оставив такие же муниципальные автобусы) тоже существенно повлияло на доходы частных перевозчиков. Из 18 маршрутов (убранных из центра города), два маршрута уже прекратили свое существование, еще два маршрута – сократили количество автобусов и работают на грани выживания. Количество автобусов (из этих 18-ти маршрутов) сократилось на 190 единиц. Не удивительно, что практически у всех перевозчиков (из 18-ти) доходы упали более чем на 30%. А в конечном итоге, пострадали обычные пассажиры, которые лишились как привычных маршрутов, так и необходимого количества автобусов. Пассажиры по началу активно писали жалобы, но через месяц, прекратили жаловаться видя, что власть не реагирует на их обращения, и власть не меняет своего решения. А некоторые чиновники, восприняли сокращение количества жалоб, как положительный результат своей работы.
Да, малая часть перевозчиков, купив автобусы среднего класса, смогли вернуться к прежним маршрутам, но опять же из-за недостатка денежных средств, купили они, далеко не новые автобусы.
Учитывая выше изложенное, у многих частных перевозчиков складывается впечатление, что власть пытается вытеснить частный сектор из рынка пассажирских перевозок. Так ли это на самом деле?
Будет ясно в самое ближайшее время. Выборы прошли и теперь, власть будут судить не по словам, а по делам. Мы очень надеемся, что новый губернатор, которого мы поддержали на выборах, сможет разобраться в этом непростом вопросе. Еще в конце августа, предприниматели направили письмо, (тогда еще ВРИО губернатора В. П. Хаценко), в котором отметили, что проектом изменений к Постановлению Правительства Омской области №224-п, предложенный размер компенсации для частных перевозчиков, за перевозку «льготных» пассажиров, на 2024 год, остается в размере – 20 рублей, и это уже давно не соответствует сложившейся экономической ситуации. Мы предложили увеличить размер компенсации, хотя бы до 25 рублей. Данная мера не решит всех наших финансовых проблем, но хотя бы позволит поддержать частных перевозчиков в наше непростое время.
Что будет если оставить все как есть?
Прогноз не утешительный. Кто-то из частных перевозчиков – уйдет с этого рынка, а кто-то не сможет больше себе в убыток перевозить пассажиров имеющих льготы за проезд в общественном транспорте. Эти «льготники», будут ругать частных перевозчиков и пересядут в муниципальный транспорт. То есть количество перевозимых льготников в муниципальном транспорте увеличится. И компенсировать эти затраты, муниципалам, придется из бюджета уже не в размере 20 рублей, а в 45 рублей. Вырастит нагрузка на бюджет. На сколько? По самым скромным подсчетам, более чем на полмиллиарда рублей!
Мы поздравляем Виталия Павловича с победой на выборах Губернатора Омской области и надеемся, что все наши доводы будут услышаны, и размер компенсации за перевозку льготных пассажиров будет увеличен хотя бы до 25 рублей.