Ситуацию, сложившуюся на рынке пассажирских перевозок в Омске, разбирает частный перевозчик, Вячеслав Доронкин
— Вячеслав Геннадьевич, по первому кварталу 2021 года уже видна тенденция стабилизации рынка пассажирских перевозок?
— Первый квартал показал, что рынок продолжает медленно сползать вниз, так как к росту нет никаких предпосылок. Пассажиропоток не восстановился, в связи с тем, что многие компании перешли на удаленный режим работы. Прибыль падает. Перевозчики вынуждены на всем экономить, в том числе и на материальном поощрении работников. А снижение мотивации, заставляет водителей искать, работу с большей зарплатой. Как следствие — острый дефицит водителей. А это приводит к снижению количества автобусов на маршруте. Пассажиры не могут дождаться нужный им автобус и выбирают альтернативные варианты перемещения по городу. Перевозчик недополучает выручку и ситуация только усугубляется. Самый крайний вариант такой ситуации – полное закрытие маршрута, что и произошло с маршрутами № 387 и 411. И думаю, это не последний печальный итог работы частных перевозчиков.
— В конце прошлого года, власти увеличили размер компенсации за перевозку льготников (на 2 рубля). Это решение власти удержало частных перевозчиков от повышения цен за проезд вначале года. Как эта мера повлияла на ваш бизнес?
— Да, эта решение удержало многих от возможного повышения цены за проезд. Но за первый квартал, повышение компенсации на 2 рубля (было – 18 рублей, стало — 20 рублей), полностью растворилось в повышении цен на все виды топлива: и дизельное топливо – с начала года на 1 рубль , и вот теперь газ – сразу на 5 рублей, а это почти 20 %). Я уже не говорю, что с нового года цены повысились на всё: на резину, на запчасти, на ремонт и даже на мойку. Так что никого роста прибыли нет.
— Как долго еще перевозчики продержаться до повышения цены за проезд?
— Трудно сказать, сколько мы еще продержимся, но без помощи нам не выжить. Я уже не говорю о приобретении новых автобусов. Город Омск для муниципальных предприятий приобретает новые автобусы, троллейбусы, трамваи. Это, конечно хорошо, для пассажиров. Но ведь это всё приобретается за счет бюджетных средств. А у нас речь идет о ВЫЖИВАНИИ. Более того, осенью всех перевозчиков обяжут приобрести тахографы, а это дополнительные затраты по 40-50 тысяч рублей на каждый автобус, плюс их обслуживание. Поэтому если внедрение тахографов не перенести хотя бы на июнь 2022 года, повышение стоимости проезда, на мой взгляд, неизбежно.
— Не станет ли очередное повышение цены за проезд, причиной конфликта с городскими властями? И чем это грозит рынку пассажирских перевозок?
— Мы живем и работаем в Омске и всегда стараемся искать компромиссы и с властью, и с организатором перевозок. Мы понимаем, что наша задача — предоставление качественных услуг по перевозке пассажиров. Но работать долгое время с постоянным снижением прибыли и нарастанием убытков, никто не может. До пандемии, частные перевозчики перевозили более 60% пассажиров (от всего пассажиропотока в городе). Сейчас ситуация изменилась, но не намного. Муниципалы приобрели новые автобусы и троллейбусы, но вместе с этим и много списали транспортных единиц изношенных на 100%. Поэтому, если частные перевозчики, начнут массово уходить с рынка по экономическим причинам, в одиночку, муниципалам «город не вывезти».
— Где выход?
— Выход, надо искать в совместном диалоге всех заинтересованных сторон. Но дело не только в том, чтобы «поговорить». Нужно прийти к РЕАЛЬНОМУ пониманию сложившийся ситуации, а не уповать, что очередной конкурс на маршруты изменят ситуацию. Последний конкурс показал, что «игра на понижение», приводит к тому, что перевозчик выигравший маршрут, в действительности не может в полном объеме обеспечить взятые на себя обязательства, опять же из-за недостатка прибыли. В результате, такой перевозчик и деньги потерял и сам маршрут. Вот такие действия, действительно РАЗРУШАЮТ рынок пассажирских перевозок. Поэтому именно сегодня надо садиться за стол переговоров и искать выход. Иначе, будут непредсказуемые последствия.