Нужен конструктивный диалог!

Общественный транспорт, глазами пассажира и перевозчика

 

Работу общественного транспорта, в современном городе-миллионнике, трудно переоценить. И бесперебойное функционирование общественного транспорта является актуальной задачей городских властей, поскольку это непосредственно влияет на эффективность экономики и реализацию социально-экономических функций.

Чего хотят пассажиры? Чтобы поездка в общественном транспорте была комфортной и безопасной. По возможности, быстрой. Ну и конечно  — недорогой.

С этим никто спорить не будет.

И во времена социализма, когда весь общественный транспорт был в «одних руках», может не всегда было комфортно, но было не дорого.

Сегодня ситуация иная: есть и муниципальный транспорт, и частный. Казалось бы, должна возникнуть конкуренция, которая всегда на руку потребителю, то есть пассажиру. Но это только на первый взгляд.

О проблемах, существующих в общественном транспорте и о возможных путях их решения мы поговорим с частным перевозчиком Романом Поварченковым.

— Роман Александрович, сколько лет вы уже работаете на рынке пассажирских перевозок?

— Более 10 лет.

— Что изменилось за это время?

— На эту тему можно говорить долго. Но если коротко, то мы подошли к пределу рентабельности. И этот процесс начался еще в 2020 году, и до сегодняшнего дня, по экономике, каждый год хуже предыдущего. Посмотрите вокруг: все дорожает, в любой области экономики. И если дорожает сырье, и увеличиваются затраты, то производитель, автоматически поднимает цену и на конечный продукт. И только проезд в общественном транспорте, не повышается. Какое-то время, частные перевозчики экономили, ужимались в расходах. Но всему приходит предел. Не удивительно, что за последние 4 года, закрылось более 10 маршрутов частных перевозчиков и постоянно сокращается число автобусов, выходящих на линию. В этом обвиняют частных перевозчиков. Но на сколько справедливы эти обвинения? Я часто читаю в соцсетях, претензии к частным перевозчикам: и газели тесные, и ездят нерегулярно, и в приложениях («мой маршрут») их нет, и водители нервные, и карты не всегда принимают так далее. Все это, к сожалению, имеет место. Но все эти недостатки, следствие только одного: у частных перевозчиков и у муниципального транспорта совершенно разные, я бы сказал – неравные, конкурентно-рыночные условия!.

— Что вы имеете ввиду?

— Ну, во-первых, стоимость перевозки пассажиров. Сегодня, в муниципальном транспорте, пассажир платит по карте  — 25 рублей, наличными – 30 рублей. И нам предлагают перевозить пассажиров по этой же цене. Но, при этом мало кто из пассажиров знает, что тариф на перевозку одного пассажира утвержден в размере 50 рублей! И за каждого перевезенного пассажира муниципальный перевозчик получает компенсацию из городского бюджета 25 или 20 рублей соответственно. То есть перевозку пассажиров фактически оплачивает каждый житель (из своих налогов), даже если он и не пользуется общественным транспортом. Я понимаю, что это социальная составляющая работы общественного транспорта, он должен быть доступным. Но ведь частный перевозчик, работая по нерегулируемому тарифу, перевозя тех же пассажиров, не получает из бюджета, ни каких дотаций и его бюджет формируется только их тех денег, которые приносят пассажиры. Это разве одинаковые (справедливые, рыночные) условия?

— Но, насколько я знаю, за перевозку пассажиров имеющих льготы на проезд в общественном транспорте, частные перевозчики получают компенсацию?

— Да, но во-первых, это отдельный договор на перевозку пассажиров только этой категории. А во-вторых, по этому договору, мы получаем всего  — 20 рублей! Даже не 25! Хотя затраты на перевозку любого пассажира гораздо выше и соизмеримы с затратами муниципальных перевозчиков. Ну и, к тому же, муниципалы, за льготников, получают гораздо большую компенсацию – те же 50 руб.

К стати, по этому поводу мы уже более 5 лет пытаемся вести диалог, с представителями власти, на всех уровнях, но похоже нас никто не слышит.

Поверьте, мы бы тоже хотели приобрести новые комфортабельные автобусы, поднять зарплату водителям и принимать их на работу на конкурсной основе. Тогда бы и водители меньше нервничали и были бы более терпимы к пассажирам.

— Что для этого нудно, на ваш взгляд?

— Многие проблемы, решились бы, если бы к частным перевозчикам со стороны города относились бы не как к конкурентам, от которых нужно избавиться, а как к равноправным партнерам. Нужно создать равные и понятные правила на одном рынке. Нам бы тоже не помешали льготные кредиты на приобретение новых автобусов. Ясные и понятные правила работы, хотя бы на пять лет, чтобы можно было планировать кредитную политику. Многие частные перевозчики работают на этом рынке еще с конца 90-х годов. Есть и опыт и понимание. Но нужен действительно конструктивный диалог и с властью и регулятором перевозок, а не диктат и волюнтаризм. Только в диалоге можно найти приемлемые решения, чтобы в конечном итоге, не страдали пассажиры….