Многие СМИ уже писали о том, что Омская РЭК установила предельный тариф на регулируемом маршруте № 72 для индивидуального предпринимателя Фазыла Залялитдинова. Предельный тариф составит 33,98 рубля за одну поездку. Он вступит в силу 16 апреля и будет действовать до 31 декабря 2021г. Что изменится для пассажиров? Легко ли быть предпринимателем сегодня? Есть ли перспективы на рынке пассажирских перевозок? На эти и другие вопросы ответил частный перевозчик Фазыл Залялитдинов
— Фазыл Фатыхович, расскажите о маршруте № 72 и о том, как сегодня работается предпринимателю на рынке пассажирских перевозок.
— Я работаю на нескольких маршрутах: с регулируемым тарифом — № 72 и с нерегулируемыми тарифами — № 47 и № 503. На маршрутах с нерегулируемыми тарифами формально предприниматель сам устанавливает тариф за проезд (тариф – НЕ регулируется организатором перевозок Департаментом транспорта). Но, по сути, как и в любом бизнесе, мы не можем устанавливать цены выше рынка, потому что потеряем пассажиров, а все затраты предпринимателя никого не интересуют. Поэтому на этих маршрутах работать очень непросто, так как затраты постоянно растут, а прибыль падает, поскольку невозможно компенсировать затраты за счет роста цен на услуги, как это делают предприниматели в других сферах деятельности. А вот на маршруте с регулируемым тарифом можно посчитать все свои затраты и доказать, что твои расходы гораздо больше, чем получаемые доходы.
— Почему утверждение предельного тарифа произошло только сейчас, а не год назад?
— Причина проста: год назад этот маршрут принадлежал другому предпринимателю. Им занималась «АвтоСила». Но в период пандемии резко упал пассажиропоток. У бывшего владельца маршрута, естественно, упала выручка. Началось сокращение автобусов на маршруте. Дошло до того, что на линию выходило 4-5 автобусов, а потом «АвтоСила» и вовсе отказались от этого маршрута. Маршрут № 72 Департамент транспорта выставил на конкурс. Многие перевозчики понимали, что если кто-то отказывается от маршрута, значит он настолько убыточен, что и браться за него не стоит. Тем более маршрут с регулируемым тарифом, а это значит, что нужно соблюдать все жесткие правила перевозок, как и в муниципальном транспорте. Мы с коллективом тоже сомневались, но, просчитав все возможные варианты, приняли решение – участвовать в конкурсе и выиграли его. Запустили свои автобусы. И в первые месяцы были одни убытки. Мало того, что пассажиров, в принципе, стало меньше из-за пандемии, так еще из-за малого количества автобусов, пассажиры «ушли» на другие маршруты. В общем, четыре месяца, нам пришлось, как у нас говорят «раскатывать» 72-й маршрут практически заново. Были даже мысли, тоже отказаться от этого маршрута. И только к октябрю 2020 года мы почувствовали, что пассажиры к нам начали возвращаться.
— Потекла прибыль?
— Нет. Было настолько все уныло, что весь наш бизнес был на грани. Многие коллеги в конце 2020 года думали: – «А будут ли тут перспективы? А не проще ли заняться чем-то другим?». И действительно некоторые перевозчики просто закрыли этот бизнес. Но настоящий предприниматель — не тот, у кого все сразу получается и все идет «как по маслу». Настоящий предприниматель тот, кто, не смотря на все трудности, сможет проанализировать ситуацию, пересмотреть подход и принять правильное решение.
— И какое решение вы приняли?
— Неожиданное. Взяли новые автобусы по лизинговой схеме на четыре года. Мотивировал сотрудников. И еще, приняли решение посчитать все свои затраты и представить их в РЭК.
— Да, действительно решение неожиданное. Чтобы принять такое решение нужно быть уверенным не только в себе и своем коллективе, но и в положительном результате дела за которое взялся.
— Именно так!. Мой дед — был крепким хозяйственником. И родители всегда мне говорили, что в любом деле должен быть профессиональный подход. Этот лизинговый кредит, как свежий ветер подул в паруса нашего предприятия. Мы стали скрупулёзно подсчитывать все затраты, и в начале февраля 2021 года представили их в РЭК. Там их два месяца проверяли. И в результате утвердили предельный тариф за перевозку одного пассажира — 33,98 рубля. Предельный тариф — это экономически обоснованная стоимость услуги. И поскольку мы работаем по тем же правилам, что и муниципальный перевозчик, то для пассажиров — ничего не изменится: стоимость проезда останется прежней. И теперь мы имеем право на компенсацию из бюджета города в размере 3 рубля 98 копеек. Это конечно не то, что получают муниципалы (14 рублей), но все же и это уже хорошо. Это показывает, что если ты работаешь по понятным правилам и твои расходы прозрачны, то и государство тебя воспринимает не как «бизнесмена-рвача», а как равного партнера.
— Значит теперь, все проблемы решены?
— Нет. Проблемы никуда не ушли. Особенно на нерегулируемых маршрутах №47 и № 503. Взять хотя бы рост цен на компримированный (сжатый) природный газ (метан). В 2018 году – один кубометр такого топлива стоил — 14 рублей. В 2019 году – 16 рублей, в 2020 году уже — 19, 32 рублей. То есть, за 4 года цена на газовое топливо выросла больше чем на 35%. Дизельное топливо тоже растет в год по два раза. Цены на запчасти, на резину, да и вообще, практически на все — растут. Да, работать на рынке перевозки пассажиров непросто, но это не значит, что надо все бросать. Я в этом бизнесе уже больше 20 лет. Были и взлеты, и падения, и передел рынка, и новые маршрутные сети, и разная политика со стороны Департамента транспорта. Но каждый раз, когда казалось, что выхода нет, мы говорили себе: «Выход есть, надо только его найти, а для этого нельзя опускать руки и стоять на месте. Надо идти вперед!».
— Откуда такая уверенность?
— Во-первых — гены деда. Во-вторых, я верю в наш слаженный дружный коллектив. И в-третьих, мы работаем в партнерстве с такими же предпринимателями, как и я. В СРО «Омские перевозчики» мы не только обсуждаем проблемы, но и ищем выход из разных ситуаций, помогаем друг другу. Недавно мы обновили свой сайт «омскиеперевозчики.рф». Он стал более современным, информативным. Появилась страница с возможностью написать нам свои предложения и пожелания. А мы будем учитывать предложения пассажиров. Ведь мы для них и работаем.
— Недавно в СМИ появилась информация о том, что маршрутки хотят убрать из центра города. Не является ли это сигналом для частных перевозчиков, что грядет новый передел рынка?
— Я так скажу: Омск – большой город и места хватит и муниципальному транспорту и частному. Другое дело, что очень мелким перевозчикам будет труднее выжить. Поэтому, возможно пришло время подумать о партнерском объединении. У частных перевозчиков тоже есть потенциал создать что-то вроде пассажирского предприятия. У нас достаточно автобусов, хороших управленцев, квалифицированных кадров. Есть большая проблема: сегодня средний возраст водителей автобусов — 45-60 лет. И над этой проблемой мы сейчас думаем. Один из вариантов — это целевой заказ на переобучение водителей на категорию D. Мы хотим обратиться с такой просьбой в Министерства труда и социального развития Омской области как потенциальные работодатели. Возможно, такой совместный проект позволит привлечь в систему пассажирских перевозок более молодых водителей. Я считаю, что любую проблему можно решить, надо только подумать и не сидеть, сложа руки!.