Все чаще в российских городах появляются китайские пассажирские автобусы, самых разных классов и марок. Одна из таких марок — Zhongtong, В чем особенности автобусов этой марки, разбираемся вместе с генеральным директором компании «АЛК Пять столиц», (официальный представитель компании Zhongtong, в России и странах СНГ), Романом Дмиртруком.
— Роман, расскажите кратко об автобусе, который вы привезли в Омск
— Представлен автобус «Zhongtong-6105» большого класса (длинна – 10,5 метра, вместимостью до 80 пассажиров), низкопольный, двигатель работает на комплимированном метане. Автобус в основном предназначен для работы в крупных городах, с населением от 500 тыс., в которых актуальна перевозка пассажиров как с ограниченными возможностями, так и пассажиров с детскими колясками. Уникальность данного автобуса, в его базовой богатой комплектации: кондиционер в салоне, отдельный вентилятор для водителя, информационный дисплей, звуковое объявление остановок, камера заднего вида, 4 камеры в салоне, зеркала заднего вида с электроподогревом. Установлена система ECAS (система опускания кузова над дорогой), дисковые тормоза и полностью пневматическая подвеска. Автобус просторный, эргономические сиденья, и даже предусмотрены два отдельных сиденья для пассажиров с габаритами больше среднестатистических.
— Подобные автобусы уже эксплуатируются в российских регионах?
— Мы работаем на Российском рынке уже более двух лет, и за это время мы поставили автобусы этой марки в различные регионах от Камчатки, до самых южных городов России. Большое количество таких автобусов успешно работают в Хабаровске и Владивостоке (как дизельных, так и метановых). Недавно китайские автобусы мы поставили вашим соседям в Кемерово и Новокузнецк. Ну и уже проверена работа наших автобусов в самых суровых условиях в Тюмене и в Сургуте.
— В процессе эксплуатации китайских легковых автомобилей, сложился стереотип, что продукция китайского автопрома, далека от уровня надежности. В какой степени это относится к пассажирским автобусам?
— Подобный стереотип, сложился лет 20 назад. За это время, китайский автопром прошел очень длинный путь и сегодня китайцы собирают не только одни из самых передовых машин, но и запускают луноходы собственной конструкции.
Китайцы давно поняли, что качество комплектующих и качество сборки, это основные параметры для завоевания любого рынка. И подтверждение тому, автомобили выпущенные менее пяти лет назад, успешно адаптировались к нашему рынку и эксплуатируются практически без нареканий. Это же в полной мере отразилось и на производстве пассажирских автобусов. За два года интенсивной эксплуатации, мы тщательно анализируем статистику поломок, и надо отметить, что по этим показателям, автобусы марки Zhongtong, одни из лучших по надежности. Качество сборки кузова, имеет гарантию защиты от коррозии на 10 лет! Надежность двигателя и коробки передач, — на уровне качества лучших европейских образцов.
— С качеством разобрались, а что с ценой?
— Цена, это такой параметр, который зависит от факторов. Но в среднем, поскольку, как мы уже отметили, качество деталей, агрегатов и сборки – выросло, цены тоже почти сопоставимы с российскими аналогами, в пределах 6-8 млн. руб. Но при приобретении российских автобусов, для потребителей есть различные программы софинансирования, мы же под эти программы не подходим, так как автобусы полностью производятся на китайских заводах. Наше небольшое преимущество — стоимость запасных частей на китайском рынке, все же более доступна и минимальные сроки от заказа до поставки автобусов. Российские заводы, не секрет, не могут обеспечить полную потребность всех регионов, и поэтому сроки поставки могут растянуться от трех месяцев, до полугода. Мы же можем поставить автобусы (даже с учетом времени растаможивания), за 60 дней.
— Конкуренция на рынке продажи пассажирских автобусов – жесткая?
— Очень жесткая, но мы видим, что спрос есть. Ну и конкуренция, в любом случае выгодна потребителю и заставляет отечественный автопром не отставать от лидеров. Китайцы не стоят на месте, и сегодня мы уже тестируем спрос на недорогие электробусы, и это – очень перспективно особенно для крупных городов, в которых автомобильные выбросы, достаточно острая проблема.
Одним из первых, качество китайских автобусов оценил, председатель Совета СРО «Омские перевозчики», Владимир Геворгян
— Город Омск – миллионный город, пассажиропотоки по отдельным направлениям, достаточно большие, и перевозить пассажиров только автобусами малого и среднего класса, не лучший вариант, так как для этого нужно большое количество машин, которые и создают «толкучку» на остановках. Поэтому, все сегодня признают, что большому городу, нужные большие и комфортабельные автобусы.
Частные перевозчики рассматривают различные варианты обновления подвижного состава, но естественно, для нас важны все параметры: и качество сборки, и надежность в эксплуатации, и на каком топливе работает двигатель и конечно — цена автобуса.
Но проблема для перевозчиков не только в стоимости (естественно, чем выше класс автобуса, тем он дороже), но и в доступности приобретения. На сегодня все российские автобусные заводы, при загрузке на 100% не могут удовлетворить спрос на пассажирские городские автобусы. И в этой ситуации, мы рассматриваем все имеющиеся предложения на рынке, в том числе и автобусы китайского производства.
Муниципальные предприятия, обновляют свой подвижной состав, в основном, за счет федеральных программ, по условиям которых до 60% стоимости автобусов, оплачивается из федерального бюджета. У частного перевозчика выбор невелик: либо кредит в банке, либо – лизинг. В сегодняшних условиях, когда размер прибыли, из-за пандемии значительно снизился, мало кто из частных перевозчиков может себе это позволить. Резонно возникает вопрос: почему мы не можем принять участие в подобной программе софинансирования по приобретению новых автобусов? Именно помощь, со стороны государства, позволила бы большинству частных перевозчиков, своевременно обновлять подвижной состав, поднимая тем самым качество и безопасность перевозки пассажиров на самый высокий уровень.