Главная / СМИ о нас / МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ...

МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ...

16.01.2020

           В январе прошлого года в общественном транспорте Омска ввели новую систему оплаты проезда. Путём создания «ценовой вилки» – проезд по карте стоил 25 рублей, а за реальные деньги 30 – чиновники решили побудить омичей и перевозчиков перейти на безналичный расчёт. Тогда это решение вызвало бурю

негодования: газелисты отказывались принимать карты, омичи ругали власть из-за возникшего дефицита электронных проездных, терминалы работали с перебоями. После всех этих событий прошёл ровно год, и корреспондент «Четверга» решила проверить, как изменилась ситуация.

 ПОГРУЖЕНИЕ В СИСТЕМУ

 ЧЕТВЕРГ ОЖИДАНИЯ

 8.00

Остановка «Площадь Серова». В это время довольно-таки людно, омичи спешат

на работу. Спустя несколько минут ожидания подъезжает автобус под номером 79. Захожу в салон и вижу: все в основном рассчитываются картами, валидатор (аппарат для безналичной системы оплаты проезда – прим. ред.) работает исправно, кондуктор уже не смотрит на это электронное устройство как туземец на космический корабль и умело обращается с ним.

14.00

К остановке «Завод им. Куйбышева» подъезжает большой, вместительный автобус № 51. Откровенно говоря, такие мне нравятся больше тех малюток нового поколения, закупаемых для омских ПАТП в последние годы. Здесь просторно, люди передвигаются по салону, не задевая и не толкая друг друга.

– Можно с вами побеседовать? – обратилась я к кондуктору. Она стеснительно кивнула головой.

– Вам нравится работать по новой системе приёма платежей? Ведь ещё год назад вы принимали оплату проезда только наличными.

– Поначалу, конечно, были сложности. Нужно было привыкнуть к оборудованию, разобраться, как оно работает, – ответила она. – Но сейчас мне нравится, что люди оплачивают проезд картами. Да и сумка стала легче, раньше из-за мелочи

она шею оттягивала, словно многокилограммовая гиря. Подъехали к остановке «Дом туриста». Здесь в салон автобуса зашло несколько человек. Один из них достал свой мобильный телефон, чтобы рассчитаться за проезд. Это ещё одно новшество, появившееся после внедрения безналичной системы оплаты проезда. Кондуктор протянула руку, чтобы взять сотовый у мужчины и приложить к валидатору, но тот не отдал устройство.

– Я сам, – коротко ответил он. Раздался «пик» и вышел

билет, что означало – операция прошла успешно.

– Не редкость, когда люди рассчитываются именно так. Как-то раз один мужчина даже подносил к валидатору часы, – со знанием дела рассказала кондуктор. – Но это сейчас людей немного, и он смог спокойно

подойти ко мне, чтобы рассчитаться. А представляете, что происходит в часы

пик? Ведь протиснуться через не работают. Правда, в таких ситуациях водители и кондукторы берут за проезд 25 рублей наличными, а не 30.

ПЯТНИЦА НАДЕЖ ДЫ

10.23

Отправляюсь в сторону улицы Лизы Чайкиной. До остановки «5-я Ленинградская» доехала на 124-м автобусе, в толпу трудно, а люди не хотят – передавать через других свои банковские карты,

11.07

Остановка «Сибзавод». Подхожу к стоящим здесь людям и спрашиваю:

 – А во всех автобусах сейчас есть возможность оплатить проезд по безналу? удобно ли им? Удобно, – сообщила омичка представившаяся Анной, – не надо мелочь с собой таскать.

 – Я езжу на работу в основном новом на автобусе -«пазике» и оплачиваю проезд картами,  Но бывает, что терминалы не работают. А вот дальше всё пошло наперекосяк. Меня угораздило сесть в 903-ю «газель»,

стоимость проезда в которой оказалась одинаковой и по наличному, и по безналичному расчёту – 30 рублей.

Чтобы прояснить ситуацию, я решила позвонить по номеру телефона, указанному в салоне микроавтобуса. Ответивший на звонок человек пояснил,

что машины данного маршрута ездят по нерегулируемому тарифу, и «вообще это пригородный транспорт, который возит людей в посёлок Морозовка, поэтому и цена такая».

11.47

Выйдя из маршрутки, я пересела в автобус № 73, где, по сообщениям наших читателей, повысилась стоимость проезда. Войдя в салон, я узнала, что по безналичному расчёту можно проехать за 25 рублей, а по наличному – за 28 рублей. «А раньше за наличку было 25», – рассказали мне пассажиры. Да, но ведь получается всё равно дешевле, чем в муниципальном транспорте.

А перевозчик вправе устанавливать ту стоимость, которая не противоречит решению региональной энергетической комиссии.

– В 72-м автобусе тоже есть разница, но всего рубль, – сообщила мне жительница Чкаловского, представившаяся Елизаветой. – По безналичному расчёту – 25, а за наличку 26 рублей. Ясно, что прошлогоднее настроение омичей меняется и сейчас многие люди отзываются о реформе положительно.

Но всё равно осталось ещё немало нерешённых проблем. Например, по-прежнему не везде принимают льготные проездные, а некоторые перевозчики продолжают возить омичей за наличный расчёт. Когда же всё наконец-то будет сделано так, как надо?

Ольга БОРОВАЯ.

Фото Андрея БАХТЕЕВА.

МНЕНИЯ  РАЗДЕЛИЛИСЬ

Как спустя год оценивают внедрение безналичной системы оплаты проезда омские чиновники и перевозчики?

Игорь Кожухов, заместитель директора департамента транспорта администрации города Омска:

О СИСТЕМЕ

– Внедрение безналичной системы расчёта в общественном транспорте принесло свой положительный результат. Сегодня все транспортные средства

оборудованы терминалами, которые могут принимать безналичную оплату за проезд. И большинство пассажиров оплачивает проезд именно таким способом. Хотя не скрою, иногда некоторые водители отказываются принимать оплату безналичным способом. Данные факты департамент транспорта разбирает совместно с перевозчиками.

Кроме того, на август 2020 года запланирован переход практически всех перевозчиков на маршруты с регулируемым тарифом (изначально это планировалось сделать до конца 2019 года – прим. ред.). Это означает, что у них

стоимость проезда будет та, что утверждена Омским городским Советом. То есть

стоимость за наличный расчёт не должна превышать 30 рублей, по безналичному расчёту – 25 рублей, для школьников – 15, для студентов и

пенсионеров – 18 рублей. Тем не менее добавлю, что на сегодня даже те перевозчики, которые работают на нерегулируемых маршрутах, не устанавливают стоимость выше муниципальной за наличный расчёт. Ведь они понимают, что таким образом могут потерять пассажиров.

Отмечу, что количество пассажиров, которые рассчитываются по безналичному

расчёту, за год значительно выросло. Уже с начала текущего года горожане стали активно приобретать проездные билеты.

ЦЕНА БИЛЕТА

По поводу волнения омичей о повышении стоимости проезда скажу, что сегодня

этот вопрос даже не обсуждается.

Владимир Геворгян, председатель совета СРО «Омские перевозчики»:

О СИСТЕМЕ

– При внедрении безналичной системы оплаты не всё было гладко, но это и веление времени, и удобство для пассажиров. Сегодня пассажиры имеют возможность расплатиться за проезд как электронной картой «Омка», так и банковской картой и через смартфон. Единичные сбои в безналичных расчётах ещё встречаются, но возникают они не из-за нежелания водителей, с которыми мы весь год вели разъяснительную работу..

Есть плюсы: наш бизнес стал более прозрачным: отпали все сомнения в том, что

перевозчики регулярно и своевременно платят все налоги. Меньше стало злоупотреблений наличными деньгами со стороны водителей, а предприниматели могут оперативнее распоряжаться средствами на своём счёте.

Но есть и минусы. Оплата наших расходов (ГСМ, запчасти, ремонт) по безналичному расчёту получается дороже, чем за наличку. Ещё одна проблема – задержка денежной компенсации за перевозку пассажиров, имеющих льготы на

проезд в общественном транспорте. Понимаю, что в этом плане нужен «учёт и контроль», но срок до 30 дней – очень долгий на современном этапе развития техники.

ЦЕНА БИЛЕТА

В этом году пока непонятно, какой будет стоимость топлива. В июне 2020 года на

все автобусы должны быть установлены тахографы. А это не только дополнительные затраты на приобретение и установку (нужно от 30 до 40 тысяч

рублей на один автобус, плюс обслуживание и т.д.), но и увеличение штата водителей. Поэтому вопрос с ценой на перевозку пассажиров в новом году пока остаётся открытым.

 

Полный текст напечатан в газете «Четверг» № 2   от 16. 01. 2020

 

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий

captcha