О проблемах бизнеса в период пандемии и поддержке предпринимателей.

Влияние пандемии коронавируса COVID-19, на бизнес оказалось достаточно серьезным, так как ударила практически по всем направлениям. Особенно тяжело в этот период пришлось малому и среднему бизнесу: только за 6 месяцев 2020 года прекратило свою работу полтора миллиона индивидуальных предпринимателей. И за последние полгода 2021 г., не все смогли восстановить свой бизнес в полном объеме. О причинах, такого положения, о мерах поддержки со стороны государства и о перспективах развития пассажирских перевозок в Омске, мы поговорили с Председателем Совета СРО «Омские перевозчики», членом координационного совета Союза Предпринимателей города Омска, Владимиром Геворгяном

 

— Владимир Геннадьевич, пандемия не утихает второй год, как сегодня строят свой бизнес частные перевозчики ?

— Не секрет, что малый и средний бизнес, оказались более всего уязвимыми, перед таким долговременным фактором, как пандемия. Резкое снижение пассажиропотока и огромна кредитная нагрузка, привела к тому, что частные перевозчики, стали отказываться от некоторых маршрутов, а некоторые вовсе закрыли свой бизнес. Поэтому, сегодня, большинство частных перевозчиков, работают на грани выживания.

— Как повлияли меры финансовой поддержки, со стороны государства, на бизнес в период наступления пандемии?

— Программы правительства, принятые в рамках поддержки малого и среднего бизнеса в 2020 году, оказали существенное влияние. Льготное целевое кредитование для формирования фонда заработной платы, позволило многим частным перевозчикам сохранить трудовые коллективы.

Нельзя недооценивать и меры поддержи предпринимателей, со стороны правительства Омской области. Снижение налога по упрощенной схеме с 6% до 1%. Это позволило направить сэкономленные средства на закупку средств индивидуальной защиты для водителей, средств санитарной гигиены для обратки салонов и т.д. Расходы на эти цели, у перевозчиков, практически – ежедневны. Плюс, ко всему, резко снизился пассажиропоток (в отдельные месяцы 2020 году, снижение доходило до – 90%, от среднего значения пассажиропотока 2019 года).  Всё это, с уверенностью, позволяет сказать, что без такой финансовой поддержки, мы бы несли колоссальные убытки, а потери среди перевозчиков, были бы значительно больше, чем те, о которых я сказал выше.

— Значит, есть надежда ?

— Надежда, есть всегда. Но бизнес, это не эмоции. Бизнес, это цифры и факты. А факты таковы, что не смотря на все меры поддержки, наши расходы, постоянно растут. Взять только одну статью расходов – топливо! За последние полтора года, цены на топливо (хоть дизельное, хоть газовое) неуклонно растут и по некоторым видам топлива рост доходит до 40%. И для предприятий, в которых расходы на топливо, это постоянная и существенная статья расходов, это – очень существенно. И главное, рост цен, не останавливается. Цены растут и на запчасти, и на ремонт, и на новые автобусы, цена на которые за полтора года выросла на 800 тысяч рублей. И если, муниципальные парки, за счет бюджетных средств, приобретают новые автобусы, то частные перевозчики в этом году не практически автобусы не приобретали. Своих прибылей нет, а «залезать в кредит», на три пять лет, точно не зная, что нас ждет хотя бы через год, очень опрометчиво….

Еще раз подчеркну: пассажирские перевозки, напрямую зависят от пассажиропотока, и всегда на это влиял сезонный фактор (праздники, каникулы, лето и т.д.), но такого снижения как в этом году, я не припомню.

— Какой может быть выход, из этой ситуации?

— Я вижу два пути. Первый – стабилизация пассажиропотоков наступит, при полной вакцинации жителей города. Выработается «коллективный иммунитет» (или пандемия отступит!) Тогда, власти снимут ряд ограничений, связанных с борьбой с коронавирусом. Многие вернутся в офисы с «удаленки» и в полную силу заработают городские предприятия, в том числе и предприятия общепита и городской общественный транспорт, вновь станет востребованным.  Второй путь – завершение работы по оптимизации транспортной сети города, которая сейчас ведется и результат которой мы увидим к середине осени. Надеюсь, предложения, которые направлены от частных перевозчиков, будут учтены, что должно привести к разумному сокращению маршрутов и количества подвижного состава. Потому что сегодня уже всем ясно, что при таком количестве общественного транспорта, и сокращении количества пассажиров (по разным причинам) выручки у перевозчиков будет все меньше.

И также обращаюсь к Правительству Омской области от имени всех перевозчиков продлить на 2022 год действие Закона Омской области о снижении налоговой ставки, как одну из мер поддержки бизнеса, в условиях борьбы с пандемией.