Главная / Новости / Про муниципальный контракт и возможные последствия.

Про муниципальный контракт и возможные последствия.

24.09.2018

Владимир Геворгян, председатель Совета СРО «Омские перевозчики»

 

- Сегодня, департамент транспорта видит только одну форму работы с частными перевозчиками – муниципальный контракт. В соответствии с Федеральным Законом №44, предполагается проведение конкурсных торгов (аукциона) в электронном виде, для всех перевозчиков. Какие могут быть негативные последствия для всего рынка пассажирских перевозок в Омске?

1. В открытом (электронном) аукционе могут принимать участие самые разные перевозчики, в том числе и заведомо недобросовестные перевозчики, и перевозчики из других регионов страны. А департамент уже имеет негативный опыт проведения подобных торгов, когда иногородняя компания, выиграв заявленный лот (маршрут № 275), в назначенный день не вышла на маршрут. Где гарантия, что в следующем году, не будет так же?

2. Для того, чтобы участвовать в подобных аукционах, нужно хорошо знать свою экономику, особенно в части необходимых затрат. Есть приказ минтранса № 513, в котором утверждена методика расчета трех основных составляющих: себестоимость маршрута, прибыть перевозчика и средства на обновление подвижного состава. Такие расчеты мы сделали и они примерно равны сумме муниципального контракта. НО если пойдет «игра на понижение», нужно будет отказаться либо от прибыли, либо – не обновлять подвижной состав. Почему чиновники думают, что можно работать без прибыли или пассажиров можно бесконечно возить на устаревшей технике?

3. Даже если, предположить, что лот выиграет компания, с минимальной прибылью и возьмется за выполнение муниципального контракта, у города сегодня нет денег в бюджете, чтобы его оплачивать. А речь идет о немалой сумме, порядка 6 миллиардов рублей!. И какой они нашли выход? Вначале собрать деньги с пассажиров, зачислить из в бюджет, а потом рассчитываться с перевозчиками. Но в этом случае, получится разрыв в ежедневных платежах, которые необходимы, хотя бы на заправку автобусов, не говоря уже о ремонте и зарплате. Значит, либо частный перевозчик, будет вынужден все текущие платежи вести из собственных средств, либо, автобусы просто не выйдут на линию. А что это означает? Рынок пассажирских перевозок, работающий сегодня, без каких либо серьезных проблем, не зависящий от городского бюджета, при внедрении вышеописанной схеме работы, ждет не просто передел, а глобальные потрясения!

 

В фармакологии есть хорошая практика, когда новые лекарства, прежде чем выпустить в широкую продажу, проходят тестирование на добровольцах. По результатам таких тестов, выявляются все возможные побочные эффекты, готовятся рекомендации по приему нового препарата или дорабатывается формула лекарства. Перевозка пассажиров тоже напрямую связана с людьми и я считаю, что муниципальный контракт, как форма, взаимодействия департамента транспорта, и перевозчиков, должна быть апробирована, в первую очередь, на муниципальном транспорте и на отдельных маршрутах, экономика которых понятна. Нужно вначале отработать и механизм проведения аукционов, и финансовые платежи, и возможные негативные последствия. Только после этого, можно внедрять такое новшество на весь муниципальный транспорт.

 

 

Мы пытаемся вести диалог с департаментом транспорта, мы объясняем чиновникам, как устроен наш бизнес и в этом мы видим положительные моменты взаимодействия,  но к сожалению, все больше убеждаемся, что наши доводы и предложения не находят понимания. Поэтому есть опасения, что в результате действий чиновников, пострадавшей стороной окажутся пассажиры!

 

 

 

 

Николай Артемьев, руководитель «Ассоциации перевозчиков Западной Сибири»

 

- При проведении конкурсных процедур по муниципальному заказу, либо иных процедур по переводу нерегулируемых маршрутов в регулируемые, возможен неконтролируемый передел рынка пассажирских перевозок. И это понимают все участники рынка, в том числе и чиновники департамента транспорта. У всех на слуху подобная ситуация у наших соседей в Томске, где в ходе проведения торгов на муниципальный маршрут, стоимость контракта опустилась практически до нуля. В результате, выигравший лот (маршрут) перевозчик, не смог выполнить контракт по чисто экономическим причинам.

На сегодня, рынок пассажирских перевозок в сегменте частных предпринимателей, представлен неоднородно. Одни предприниматели, инвестировали в свой бизнес достаточно большие деньги, и в подвижной состав, и в инфраструктуру (это и теплые боксы-стоянки, и медкабинеты, и ремонтные цеха и т.д.) и ведут отбор и обучение водителей. А есть и такие предприниматели, которые просто продают карты маршрутов и нанимают водителей с автобусами. И экономика бизнеса у них разная, и перспективные инвестиции и даже цели бизнеса – разные. Так вот, на мой взгляд, власть должна доверять жизни людей, именно ответственным перевозчикам, должна поддерживать те инвестиции, которые частные предприниматели готовы вкладывать в систему муниципального транспорта, а не разрушать, сложившийся рынок и отдавать маршруты (лоты) тем, кто готов предложить минимальную цену, не думая об экономике, и тем более пассажирах.

Рынок можно контролировать, сокращая сегмент именно недобросовестных перевозчиков (а это порядка 20-25% рынка). В этом заинтересованы и департамент и профессиональные перевозчики

 

 

Сергей Пятак, частный перевозчик, партнер СРО «Омские перевозчики»

 

- Я считаю, что сама суть юридического понятия «муниципальный контракт», заключается в следующем: это инструмент, который использует субъект федерации, или как в данном случае муниципальный орган, для выполнения социальных задач в той нише сферы услуг, где отсутствует конкуренция. То есть, в отсутствии предложений от частного сектора экономики, нет муниципального предприятия, которое могло бы полностью закрыть потребности граждан в каких-либо услугах населению, а не оказывать их власть не может. Именно в этом случае, просчитывается стоимость оказания услуг, определяется цена контракта на год (или больше), услуга как предложение для исполнения с фиксированной ценой, выставляется на конкурс. Потенциальный исполнитель, рассчитывает свои затраты и соглашается участвовать в конкурсе, понимая, что большой прибыли не будет, но какое то время, будет стабильные платежи из бюджета. В этом случае, муниципальные власти, закрывают нишу услуг для населения, выполнив свою социальную функцию.

А что мы имеем на сегодняшний день на рынке перевозок пассажиров в Омске? 30 процентов рынка, обслуживает муниципальное предприятие, а на 70-ти процентов рынка работают частные перевозчики. И вся система, работает, относительно спокойно, без каких-либо глобальных потрясений. Зачем менять то, что работает?

В предлагаемом нововведении, я вижу, как минимум два глобальных риска:

  1. Не исполнение своих обязательств перевозчиком - «победителем» в аукционе на понижение, при существенном занижении стоимости муниципального контракта, так как экономика бизнеса этого не позволит (при существующих тенденциях снижения пассажиропотока, роста стоимости ГСМ и инфляции).
  2. Даже если департамент проведет эти аукционы, и переведет всех перевозчиков на муниципальные контракты и покажет сиюминутные «положительные моменты» по якобы снижению нагрузки на бюджет, в долгосрочной перспективе, при снижении общей денежной массы (а параллельно, предполагается более широкое внедрение безналичных расчетов), муниципальные власти, не смогут выполнять свои обязательства по муниципальных контрактам. А приостановка платежей, в свою очередь спровоцирует остановку в работе всех перевозчиков. 

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий

captcha