Главная / Новости / О социальной ответственности бизнеса

О социальной ответственности бизнеса

15.02.2019

Острую дискуссию в СМИ вызвало заявление партнеров СРО «Омские перевозчики» о необходимости повышения стоимости перевозки школьников, студентов и пенсионеров с 15 и 18 рублей до 22 рублей (по безналичному расчету), а также о повышении установленного размера компенсации за перевозку льготной категории пассажиров. Статьи в различных СМИ пестрили заголовками: «Ультиматум», «Отказались возить», «Сбросили карты» и т.д. Со всех сторон вновь слышны призывы о социальной ответственности бизнеса.

Давайте разберемся.

Под социальной ответственностью бизнеса чаще всего имеют ввиду: и благотворительность, и социально-ценовые программы, и спонсорство, и т.п. Можно сказать, что социальная ответственность бизнеса — это ответственность тех, кто принимает бизнес-решения перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют. В данном случае ответственность частных перевозчиков перед пассажирами и обществом в целом.

Именно на эту тему мы поговорили с Председателем Совета СРО «Омские перевозчики» Владимиром Геворгяном.

- Владимир Геннадьевич, частным перевозчикам присуще чувство социальной ответственности?

- Сообщество частных перевозчиков слишком многообразно. У всех и разный уровень доходов, и разный уровень понимания стратегии бизнеса. Но любая компания в своем развитии достигает определенного этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет. Какой имидж она хочет формировать в городе, в котором работает. Но, чтобы всерьез говорить о социальной ответственности, нужно хорошо знать экономику, чтобы не обанкротить свой бизнес. И начнем вот с чего.

        В конце прошлого года Горсовет утвердил стоимость проезда в городском общественном транспорте в размере 30 рублей. Такое решение давно назрело, тем более, что и по нашим расчетам себестоимость перевозки одного пассажира находится в этих пределах. Но это наши внутренние расчеты. Возьмем за основу, стоимость проезда в регулируемом секторе перевозок, в котором минимально утвержденная цена перевозки одного пассажира утверждена -  25,7 рублей (а есть утвержденная цена и 26, и 28 рублей). И власть, и организатор перевозок, и перевозчики всех форм собственности приняли нижнюю границу в 25 рублей, менее которой (хоть за наличные, хоть за безналичные средства) начинаются чистые убытки.

      Дальше, органы власти принимают  решение социальной направленности, о том, что муниципальный транспорт по безналичному расчету будет перевозить школьников за 15 рублей, а пенсионеров (не имеющих других льгот) и студентов - за 18 рублей. Но это совсем не значит, что муниципальный перевозчик поступился частью СВОЕЙ прибыли, так как за каждого перевезенного пассажира, муниципальные предприятия получают гарантированно из бюджета города доплату до 40 рублей (25 и 22 рубля соответственно).  С частными перевозчиками такое решение не согласовывалось, но им было предложено принять такие же «правила перевозки пассажиров».

       Я честно пытался по этим правилам работать и за январь месяц получил одни убытки. В этой ситуации у частных перевозчиков было по логике два выхода: либо перевозить пассажиров только за наличные средства, либо закрывать свой бизнес, ведь никакой компенсации из бюджета города частные перевозчики не получают. Именно поэтому мы обратились к городским властям с предложением о повышении стоимости перевозки школьников, студентов и пенсионеров до 22 рублей. А теперь давайте посчитаем: если взять минимальный порог рентабельности в 25 рублей (о чем мы говорили выше), то при перевозке каждого пассажира из категории «школьник-студент-пенсионер» за 22 рубля, мы сознательно недополучаем по ТРИ рубля. За месяц услугами только моего предприятия пассажиры указанных категорий воспользовались более 75 тысяч раз. Умножаем на 3 рубля, получаем сумму в 225 тысяч. А услугами всех частных предприятий за год пользуются более миллионов студентов, школьников и пенсионеров.

Частный сектор перевозок, не требуя никаких компенсаций, экономит бюджет омичей, в месяц – более чем на три миллиона рублей, а за год – эта сумма составит почти 40 миллионов рублей.

Это и есть социальная ответственность частного бизнеса, когда мы за счет своих средств (а не за счет городского бюджета) дотируем проезд для самых незащищенных категорий пассажиров.

Что касается категории пассажиров, получающих областные и федеральные льготы на проезд в общественном транспорте, то ситуация следующая.

Мы уже не раз писали о вопиющей несправедливости, когда муниципальный транспорт за перевозку каждого «льготника» получает из бюджета  - 40 рублей, а частный перевозчик получает только 18 рублей. Даже если принять все тот же порог рентабельности в 25 рублей, то разница составляет -  7 рублей. Причем, перевозка данных категорий пассажиров для частных перевозчиков  - дело сугубо добровольное. Весь прошлый год мы обращались к областным властям, чтобы компенсация за этих пассажиров стала хотя бы в те же 22 рубля. И вот, наконец, власть нас услышала.

       На прошлой неделе представителей частных перевозчиков пригласили к министру транспорта Омской области на совместное совещание Министерства транспорта  и Министерства труда и социальной защиты населения, где подробно разобрали давно назревшую проблему. Мы представили свои предложения и расчеты. Представители министерств в настоящее время их изучают.

      Хотелось бы найти компромисс с властью по этому наболевшему вопросу. Но если перевозчиков вынудят отказаться перевозить людей льготной категории, и большая часть этих пассажиров пересядет на регулируемый муниципальный транспорт, то соответственно за год увеличится и размер компенсации за каждого человека, ведь муниципалам платят за них -  40 рублей. Соответственно вырастет и общая сумма бюджетных компенсационных выплат муниципальному транспорту, которая может составить более 600 миллионов рублей в год.

       Поэтому, на мой взгляд, нужно искать совместное решение, при котором и люди смогут реализовать свою льготу в любом автобусе независимо от формы собственности, и сохраним бюджетные средства, которые можно направить на иные цели.  

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий

captcha